Юридические и бухгалтерские услуги
(383) 239-39-10

Что такое «субъект малого предпринимательства»?

Что такое «малое предприятие» и какая организация имеет право отнести себя к нему? Что дает этот статус? Какие возможности имеются и как их использовать? Эти и множество других похожих вопросов возникают как у уже состоявшихся бизнесменов, так и тех, кто только начинает свое дело. В данной статье мы подробно разберем эти и другие моменты.

Определение.

Основным федеральным законом, регулирующим отношения между малыми предприятиями и иными юридическими лицами (включая индивидуальных предпринимателей), а также дающим определение малого предприятия, является 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

В данном законе определено, что предприятие (в данном случае сюда относятся как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) является малым, если выполнены три следующих пункта:

  1. для юридических лиц – участие в уставном капитале прочих юридических лиц Российской Федерации, также субъектов Российской Федерации, и других поименованных в законе лиц, не должно суммарно превышать 25%;
  2. среднее число имеющихся работников за предыдущий календарный год не должно быть выше 100 человек;
  3. за предшествующий календарный год балансовая стоимость активов (остаточная цена нематериальных активов, а также основных средств) или объем выручки от продажи услуг/товаров/работ без учета НДС не должен быть выше 400 миллионов рублей.

Таким образом, видно, что рамки малого предприятия весьма широки и огромное количество компаний попадает в них. Например, все предприятия и индивидуальные предприниматели, правомочно применяющие УСН, являются малыми предприятиями.

Преимущества.

Итак, предположим, что ваша компания (или вы как индивидуальный предприниматель) является малым предприятием. Что вам это дает? Для реализации политики развития малого и среднего бизнеса в нашей стране могут применяться следующие меры (согласно 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»):

  1. упрощенные правила по ведению налогового учета, специальные налоговые режимы, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным сборам и налогам для малого бизнеса;
  2. меры по обеспечению субъектов малого и среднего бизнеса финансовой помощью;
  3. льготный порядок расчетов за муниципальное и государственное имущество, которое приватизировано субъектами малого и среднего бизнеса;
  4. упрощенный порядок создания статистической отчетности субъектами малого и среднего бизнеса;
  5. особенности участия субъектов малого бизнеса в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях размещения заказов на доставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд;
  6. упрощенная система ведения бухучета для малых предприятий, которые осуществляют отдельные виды деятельности;
  7. меры по обеспечению законных интересов и прав субъектов малого и среднего бизнеса при реализации государственного надзора;
  8. меры для роста инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;
  9. иные меры направленные на обеспечение реализации принципов и целей настоящего Федерального закона.

Часть этих мер активно применяется на практике уже сегодня. А если есть возможность воспользоваться поддержкой государства, то почему бы это не сделать?

Финансовая поддержка.

Несмотря на то, что тема развития малого бизнеса довольно широко обсуждается в обществе, многие предприниматели и руководители/собственники компаний субъектов малого предпринимательства, не знают о существовании мер финансовой поддержки.

Тем не менее, существуют различные федеральные, региональные и муниципальные программы финансовой поддержки. Такая поддержка может выражаться следующим образом:

  1. Субсидирование части расходов по обучению своих сотрудников на образовательных курсах.
  2. Субсидирование части расходов по участию в ярмарках или выставках.
  3. Субсидирование части выплат процентов по банковским кредитам.
  4. Субсидирование части арендных платежей.
  5. Субсидирование части расходов, которые связаны с оплатой услуг по выполнению непременных условий, являющихся необходимыми для экспорта товаров, услуг, работ в соответствии с законодательством РФ.
  6. Субсидирование части расходов на обновление основных средств.
  7. Субсидирование части расходов на патентирование (оформление прав интеллектуальной собственности в России и за рубежом).
  8. Субсидирование части расходов на госрегистрацию юридического лица - малой инновационной компании и на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта юридического лица (частного предпринимателя) - гранты начинающим бизнес.
  9. Субсидирование части расходов, которые связаны с подачей заявки на международную регистрацию товарного знака и (или) с регистрацией товарного знака государством в РФ.
  10. Субсидирование части расходов действующих малых инновационных фирм в связи с производством или реализацией товаров, выполнением работ, а также оказанием услуг.
  11. Субсидирование части лизинговых платежей.
  12. Предоставление субсидий предпринимателям, осуществляющим свою основную деятельность в сфере бытового обслуживания.

Кроме данных способов, могут существовать и другие. И хотя часть этих мер может быть интересна весьма ограниченному кругу предпринимателей, другая часть может быть полезна очень многим.

Важно уточнить один момент: согласно законодательству, одним из основных принципов поддержки малого бизнеса является заявительный порядок этой поддержки. Это означает, что никто не будет «бегать» за компанией, чтобы оказать ей поддержку. Чтобы ее получить, нужно подать заявку установленной формы и необходимый пакет документов в соответствующие государственные органы. Куда конкретно и какие именно – это уже зависит от субъекта РФ.

Далее, заявка будет рассмотрена и вынесено решение об оказании поддержки, либо об отказе в ней. Отказать могут как по формальным причинам (не выполнены условия для оказания поддержки, подан неполный пакет документов и т.д.), так и по каким-то другим причинам (все зависит от вида поддержки и соответствующих правил ее оказания). Однако, в любом случае попытаться стоит.

Кроме финансовой поддержки, могут существовать и другие, например: информационная, имущественная, консультационная поддержки, поддержка в области промышленного производства и инноваций, поддержка области ремесленной деятельности, поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих сельскохозяйственную деятельность, поддержка субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Упрощение отчетности и бухгалтерского учета.

Со способами финансовой поддержки малого бизнеса разобрались, разберемся теперь с другими мерами: упрощение ведения бухгалтерского учета и упрощение бухгалтерской отчетности.

Согласно Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» субъекты малого предпринимательства имеют возможность формировать бухгалтерскую отчетность, во-первых, по упрощенной схеме, во-вторых, в упрощенном виде. Т.е. малым предприятиям и сдавать отчетностей меньше и формировать их проще.

Кроме того, различные законодательные акты содержат довольно много послаблений в области ведения бухучета для малых предприятий. Важным документом является письмо Минфина РФ № ПЗ-3/2012, в котором собраны все имеющиеся послабления и возможности, которые дает законодательство малым предприятиям. Подробно комментировать весь документ мы не будем, поскольку он довольно внушительный, но основную направленность документа, разберем.

1. Малое предприятие может значительно сократить рабочий план счетов за счет объединения различных счетов на одном. Например, все затраты на производство и продажу продукции относить на 20 счет «Основное производство», без использования остальных вспомогательных счетов.

Данная возможность, на наш взгляд, будет весьма полезна малым предприятиям. Однако целесообразность объединения тех или иных счетов необходимо выяснять исходя из существующей деятельности.

2. Субъект малого предпринимательства имеет возможность значительно упростить ведение учета. Достигается это с помощью возможности не применять некоторые ПБУ, а также использовать другие имеющиеся возможности.

Например, малое предприятие может не проводить переоценку основного капитала для целей бухучета или не отражать обесценение нематериальных активов в бухучете. В то же время, оно может принять решение признать управленческие и коммерческие затраты в себестоимости проданной продукции, товаров, работ и услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

В документе представлено довольно много возможностей. Большая часть из них, по нашему мнению, весьма полезна. Однако, опять же, применение того или иного послабления необходимо анализировать с точки зрения текущей и планируемой деятельности.

3. Малое предприятие может не включать в отчетность некоторые сведения. Данная возможность весьма полезна, поскольку, чем проще формировать отчетность, тем, на наш взгляд, лучше. Однако, пользуясь этим послаблением, нельзя забывать, что согласно ПБУ 4/99 от 06.07.99 «Отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении».

В целом, Письмо Минфина № ПЗ-3/2012 дает очень много малому предприятию, мы настоятельно рекомендуем его к прочтению руководителям и главным бухгалтерам малых предприятий. В то же время, надо помнить, что все имеющиеся послабления – это возможности, а не обязанности. Т.е. все используемые возможности необходимо правильно оформить, закрепить в учетной политике компании.

В заключении.

Статус субъекта «малого предпринимательства» довольно много дает компании или индивидуальному предпринимателю. Помимо большого количества возможностей упрощения бухгалтерского учета, компании (или индивидуальный предприниматель) могут рассчитывать на финансовую, консультативную, информационную и другие поддержки от государства. Надо только не стесняться, а пользоваться имеющимися правами и возможностями.